Пировал Тимур-бек в прекрасной долине Канигула, покрытой облаками роз и жасмина, в долине, которую поэты Самарканда назвали «Любовь цветов» и откуда видны голубые минареты великого города, голубые купола мечетей». Перед ним в зеленом бархате садов, тенистых карагачей, гатфарских кипарисов и пирамидальных тополей раскинулся прекрасный город - город голубых куполов, город синего неба и ослепительно яркого южного солнца, который поэты Востока назвали ликом земли и сияющей точкой немного шара.
Чем же привлек Тимура великий город, раскинувшийся среди Величественных гор, в долине реки, несущей свои студеные воды в марево знойных степей и пустынь? Почему он избрал Самарканд столицей своей обширной империи, простирающейся от Сырдарьи и Зеравшана до Инда и Ганга, от Тянь-Шаня до Босфора?
Среди ряда объективных гипотез существует и та, что Тимуру, понравились климат и окружающая город природа.
В силу благоприятных географических и климатических условий, а также богатых водных ресурсов и плодородия почвы Зеравшанская долина и Самаркандский оазис издавна считаются жемчужиной Востока.
Еще в священной книге зороастрийцев «Авесте» упоминается Согд в долине Зеравшана: «Второй из лучших местностей создал я, Ахурамазда, Гаву, где живут согдийцы, богатую людьми и стадами»
Когда некоему Самару мифическому основателю Самарканда «понравилась эта вода и воздух [климат, Ю, П.],он сначала приказал вырыть колодец и землю из него извлечь.. Так как кругом была хорошая земля, то вскоре вокруг собралось немало людей сложился город» - повествует одна из многочисленных легенд, связанная с возникновением и историей Самарканда.
Истоки легенды, впрочем, не лишены элементов исторической объективности зарождение и формирование города трактуется, по современной терминологии, с позиции человека - среда и климатическому фактору принадлежит одна из ведущих ролей.
«Тому, кто выбирает себе местожительство, говорил один из величайших мыслителей XI в. Абу Али ибн Сина, следует знать, какова там почва, насколько земля возвышенна или низменна, открыта или закрыта, какова там субстанция воды, в какой степени она открыта и выходит наружу, находится она высоко или низко. Он должен знать, доступно ли данное место ветрам или находится в котловине и какие там ветры - здоровые ли они или холодные».
Первые письменные источники о природно-климатических факторах Самарканда или районов, прилегающих к нему, относятся к IV в до н.э., когда весной 329 г. греко-македонская армия во главе с Александром Македонским, перевалив через горный Гиндукуш, вторглась в пределы Согда, направляясь к Мараканде.
Описывая события, связанные с походом Александра Македонского, античные авторы ославили отрывочные письменные свидетельства и о погоде и климате Согда и Зеравшанской долины.
«...Жар летнего солнца воспламеняет пустыни, - пишет историк Александра, - когда они начинают гореть, непрерывный жар опаляет все пространство. Затем мгла, возникшая от чрезмерного накала земли, закрываем свет, и равнины становятся похожими на обширное и глубокое море.
Ночной поход казался не очень трудным, так как облегчение приносили роса и утренний холод. Впрочем, жара начинается с восходом солнца и сухость поглощает всю влагу в природе...».
На основании цитируемого нами источника можно полагать, что речь идеи о ранней и сухой весне или о продолжительном периоде с высокими температурами, свойственными в иные годы второй половине мая, когда трудно уловить незримый переход от весны к лету.
Существует ряд предпосылок, на основании которых можно высказать мнение, что клима в описываемое время был более влажным, лесов было больше и животный мир был более обильным и разнообразным по сравнению с настоящим. Последнее вытекает из описания охоты в лесистой местности Басиста (по Диодору), или Базайра( по Курцию Руфу), где в одном из огромнейших заповедников недалеко от Самарканда Александр собственноручно убил льва.
Историк Александра Аристобул при описании битвы македонских воинов с урусшанами рассказывает об обширнейших и густых труднопроходимых зарослях тугая по берегам реки Политимет.
В лесистых горах около нынешнего селения Агалыка (в 20 км от Самарканда) водились горные котлы. Северные склоны гор между Шахрисабзом и Самаркандом еще в VIII в н. э. были покрыты обширными и густыми лесами.
Однако Л. С. Берг в работе «Изменение климата в историческую эпоху» приходит к другому выводу: климат Согдианы во времена Александра Македонского существенно не отличался от современ ного. В. В. Бартольд в историко-географическом очерке Ирана так же говорит о постоянстве климата Средней Азии за последние две тысячи лет.
К сожалениию, свидетельства античных авторов не дают развернутой картины климата прошлого, так как мы располагаем ограниченными сведениями, относящимися лишь ко времени вторжения в Согдиану греко- македонских войск.
Время, меч и огонь не пощадили первоисточников, а те немногие сохранившиеся сведения, что дошли до нашего времени, написаны в более позднюю эпоху, 200 - 300 лет спустя после происходящих событий.
Следы грабительских походов, пепел и дым пожарищ надолго предали забвению и неизвестности многовековую послеантичную страницу истории города, его природы и климата. Минули столетия. Великий шелковый путь, пролегший караванными тропами от Китая на востоке до Рима на западе, снова открыл возрожденный из развалин раннефеодальный Самарканд.
В восточных источниках Самарканд упоминается лишь в V в., а известный буддийский путешественник Сюань-Цзянь, посетивший Самарканд в 30 х годах VII в., в своем дневнике дает краткую рактеристику природно-климатических условий города: «В Самарканде почва жирна и плодородна и дает обильные жатвы. Цветов и плодов великое изобилие. Страна производит большое количество великолепных коней. Ее жители отличаются от соседей большой ловкостью в искусстве и ремеслах. Климат приятный и умеренный».
В восточных летописях при характеристике Самарканда отмечается, что климат теплый, способный для произращения всякого хлеба. Жители прилежат к садоводству и огородничеству. Деревья роскошно растут».
В хронике XI в., известной под названием «Китаб ал-Канд фи ма' рифат улама Самарканд», наряду со сведениями исторического и географического характера содержатся сообщения о своеобразии самаркандского климата.
«Когда наступил 245 год [859 - 860 и. Ю. П.], Шавдор туман подвергся поголовному истреблению и много тысяч народу было убито, а другие, которые поселились в Самарканде, много благодарят Всевышнего бога, что поселились в таком месте.
ОТ Востока до запада нет столь приятной с отличным климатом местности. Все цари, ученые и мудрецы стремятся насладиться самаркандским климатом».
С проникновением арабского влияния в Среднюю Азию и VIII — IX вв. Самарканд стал Меккой для многих мусульманских ученых и путешественников стран Аравийскою полуострова.
Арабский географ Истахри (X в.), изумлявшийся плодородию края, писал: «Самаркандский Согд самое приятное из трех мест, которое мы называли... Он [Согд] самая плодородная из стран Аллаха, в нем лучше деревья и фрукты...».
Другой географ путешественник Абдал- Касим ибн Хаукаль, побывавший в Самарканде между 960 и 970 гг, упоминает селение Вазд в 4 фарсах (в 30 - 32 км) от Самарканда (приблизительно в районе нынешнего Ургута), населенное месопотамскими христианами, приехавшими туда, чтобы пользоваться уединением и здоровым воздухом.
...Земных раев четыре: Гута Димашка (окрестности Дамаска), Сугд Самарканда, Шиб Баввана(местность в провинции Фарс, Иран) и Убулла аль-Басры (местность в провинции г. Басра, Ирак)... сказал арабский литератор X в. Абу Бакр аль-Хорезми.
«На земле нет лучше и более приятного юрода, чем этот», восторженно сообщает азербайджанский ученый-географ начала XV в. Абдар-Рашид аль-Бакуви. «Климат здесь [в Мавераннахре – Ю. П. ]самый прекрасный, вода самая вкусная, в том числе и повсюду в горах. Почва ее самая плодородная. Города ее следующие: Бухара, Самарканд, Джанд, Худжанд», - продолжает далее Абд- ар Рашид аль-Бакуви.
А четыре столетия спустя в книге коллежского асессора Филиппа Сергеевича Ефремова «Десятилетнее странствование и приключения в Бухарии, Хиве, Персии и Индии», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1786 г., повествуется о необыкновенном и удивительном путешествии автора, побывавшего в качестве пленника в Средней Азии в Самарканде.
«Чем Самарканд изобилен, каков воздух и жители? - спрашивает автор книги. - Воздух [климат. Ю. П.] там здоровый и умеренный, земля инде красная, а инде песчаная, но везде плодородная»
В тридцатых годах XIX столетия автор известного сочинения «Самарийа» Абу Тахир Ходжа, давая подробное описание древностей и мусульманских святынь Самарканда, сделал попытку обобщить климатические условия города в четыре времени года. Абу Тахир Ходжа в своем сочинении главным образом пользовался исторической хроникой «Кандийа-и хурд» («Кандия малая») Имама Абу-л-Фазл Мухаммеда и «Лямахотом» Алим Шейх Азизона. Вот это описание: «Климат города прекрасный и умеренный он совершенно не является причиной предрасположения к болезням и смерт. Весна в этом городе по прелести и чистоте воздуха представляет как бы обра зец, полученный из рая. По этой причине Самарканд носит название Фирдаус монанд - подобный раю.
Весной площадь каждою поля становится подобной раю и каждый клочок каждой степи обращается в цветник Ирам. Бордюр каждого поля из кипящего потопа тысячецветных цветов, На лугах каждой степи столистая зелень и райхоны в объятьях полян. Сады являют собой рай, а огороды – цветник Ирам.
Летнее время в Самарканде относительно жары и холода считается умеренным. Дующий со всех сторон приятный тихий ветерок и воздух, умножающий радость, приносят душевное спокойствие, Но осеннее время в этом городе склонно к холоду. Большая же часть зимы отличается холодом. В некоторые зимы снег выпадает до трех четвертей.
Каждый путешественник, прибывающий в Самарканд, становится радостным».
В июле 1863 г. в Самарканде инкогнито под видом странствующего дервиша Хаджи Решида побывал известный венгерский ученый профессор Венгерской академии А. Вамбери.
По признанию Вамбери, Самарканд явился для него Меккой всех его стремлений, целью, которая туманно представлялась в Европе и Тегеране. Говоря о городе, А. Вамбери замечает, что «...древняя столица Средней Азии по своему положению и по окружающей ее роскошной растительности должна быть названа самым красивым городом в Туркестане».
Путешественник с похвалой отозвался о самаркандском климате, указав при этом, что бухарские эмиры в силу благоприятных здешних климатических условий предпочитают на летнее время переводить свою резиденцию из Бухары в Самарканд.
И наконец, в заключение небезынтересно будет привести высказывание английского путешественника лейтенанта Ост-Индской компании Александра Бориса, который в бытность свою в Бухаре в 1832 году так писал о Зеравшанской долине: «Это есть древняя долина Согда, вымывающая похвалы всех веков от времен Александра.
Аравийские завоеватели считали ее темным раем. Впрочем, слава ее зависит более от окружающею запустения: она естественным образом очаровывает взоры тех, которые долгое время едут по океану песков. Однако ж нельзя не сказать, что сама по себе она есть долина прекрасная».
По материалам Ю. М. Петров. Самарканд. Климат и погода.
Ленинград. Гидрометеоиздат, 1982
|