Добро пожаловать!

online - guide

 

 

 

Ваш гид в
Узбекистане

       
   
Главная Города Журнал Фотоальбом Форум
Тайны
подземных ходов
Дворцы, сокрытые пылью Улугбек: астроном и шахид По Самарканду с Омаром Хайямом
       


 
 
 
Путеводитель по Самарканду с советами, рекомендациями и сопроводительной информацией

Тайна библиотеки Тимура

Поиски таинственно исчезнувшей библиотеки Тимура, которая потом перешла к его внуку, астроному и правителю улугбеку, начались учеными сразу после завоевания самарканда русской армией. в 1869 году ученым, который пред­принял попытку найти эту библиотеку, был а. л. кун • востоковед, чиновник особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе. в своем рапорте он писал, что ищет развалины огромного минарета, под которым находится книгохранилище. почему он искал развалины минарета и какими историческими сведениями располагал? осталось свидетельство современника тимура • армянского историка, который сообщил, что тимур, "собрав все армянские и шерсидские книги, сколько мог найти, послал их в самарканд и поместил там в одной башне. под страхом строжайшего i наказания запретил он выносить книги из башни

Кроме этого, существуют красивые легенды о бесценных книгах, собранные Тимуром в высоченную башню минарета. Есть и другая легенда на эту же тему: однажды под ударами подземной стихии башня рухнула, навеки похоронив под собой таинственные сокровища Тимура.
О существовании библиотеки имеются более достоверные сведения. В предисловии к трактату "Ключ арифметик* [1427 г.) математик, ученик Улугбека, Али Кушчи пишет следующее: "Я сделал это для библиотеки величайшего, благороднейшего султана Улугбека Гурагана".
Хотя поиски А. Куна не увенчались успехом, он продолжал верить в существование библиотеки. Вообще факт существования библиотеки не вызывает сомнений у ученых, только вот вопрос: сохранилась ли она?
В 1889 г. в Самарканд приехал английский писатель М. Уоллес и пытался найти библиотеку, но тоже безуспешно.
Еще ранее книгохранилище пытались разыскать известные европейские ученые-путешественники Вамбери и Скайлер.
Какие же книги могли храниться в библиотеке грозного правителя? Если вспомнить записи армянского историка, то можно предположить, что Тимур из разных стран вывозил не только драгоценности, но и ценные книги. Его летописцы сообщают, что повелитель в свою столицу привозил и известных ученых, поэтов, а также лучших мастеров-строителей, которые возвели знаменитые мечети. Если учесть, что в империю Тимура входили такие страны, как Иран, Ирак, Турция, Сирия, Индия, где некогда существовали мировые цивилизации, как Персия, Ассирия, Вавилон, то можно предположить, какие бесценные рукописи он мог привезти оттуда. По преданию, в эмирской библиотеке были собраны летописи, легенды народов мира, книги индийских магов, украшенные рыбьей чешуей, папирусные свитки, вавилонские глиняные таблички, толстые фолианты на бриллиантовых застежках. Были также научные, художественные книги и даже рецепты лекарств.
Но после гибели внука повелителя - Улугбека - библиотека исчезла, и нет о ней упоминаний. Так что же случилось? Куда она могла деться?
Чтоб разобраться во всем этом, надо подробно рассказать о трагической гибели Улугбека. Смерть этого ученого была страшной и несправедливой. Его" сын Абдулатиф организовал заговор против отца, лишил его власти и позже казнил.
Улугбек по своему характеру был в большей степени склонен к наукам, изучал астрономию, математику и создал много трудов в этой области. Его звездными таблицами долгие годы пользовались в Европе. Много времени он проводил в своей знаменитой обсерватории, которая состояла из трех ярусов и высотой была в 30 метров. Кроме этого, он основал самаркандскую Академию, открыл светскую высшую школу, создал библиотеки в других городах. Однако фанатично настроенная знать была недовольна научной деятельностью правителя и приняла участие в заговоре его сына.
Но на этом драма Улугбека не закончилась. После поражения Улугбеку было опасно оставаться в Самарканде, и он попросил сына отпустить его в паломничество в Мекку. Абдулатиф согласился, и вот Улугбек в сопровождении четырех воинов покинул город и двинулся в сторону Шахрисабза. На первом перегоне их догнал какой-то джигит и передал предписание заехать в соседнее село. Они должны были там заночевать. В этом селе его ждал убийца Аббас, посланный новым правителем, то есть его сыном...
Ночью ученого вытолкали во двор, связали руки, и Аббас отсек мечом голову.
Еще за день до этого Абду-латиф так же расправился со своим братом.
После гибели Улугбека многие ученые и поэты стали покидать Самарканд. Али Кушчи, самый близкий ученик Улугбека, тоже пытался уехать, но его не выпустили, и только через 20 лет ему удалось перебраться в Турцию, куда он вывез в основном научные труды учителя. Тогда Европа узнала об Улугбеке. Многие ученые связывают дальнейшую судьбу библиотеки с именем А.Кушчи. Одни полагают, что после смерти Улугбека возникла угроза существованию библиотеки, потому что к власти пришли реакционные силы, которых наука не интересовала, и тогда Кушчи спрятал библиотеку. Конечно, незаметно вывезти огромную библиотеку было делом немыслимым. Сошлись на том, что он спрятал ее где-то в городе или за городом...
Существует и другая версия, предложенная знатоком восточных рукописей Маруфи.
Он предполагает, что Улугбек понимал: отправляясь в Мекку, он в Самарканд больше не вернется и остаток жизни хотел посвятить только науке, но для этого ему была нужна библиотека. Да и как он мог смириться, если знал, что библиотеку могут уничтожить или просто растаскать? Тогда, еще до отъезда, Улугбек поручает верному ученику вывезти караваны книг под покровом ночи и направиться в сторону Шахрисабза. Там он должен был встретиться с Улугбеком и продолжить путь, ну скажем, в Стамбул, на родину А. Кушчи. Тем более, в те времена столица Турции стала крупным научным центром, и их приняли бы с большой радостью. Но им не суждено было больше встретиться. Уже находясь в Шахрисабзе или в Китабе, он получил известие о гибели учителя. Следовать дальше без денег он не мог и, спрятав книги в этом районе, возвращается в Самарканд. Поэтому, по мнению Маруфи, библиотеку следует искать в тех краях. Но на чем же основывается гипотеза востоковеда? Оказывается, за последние годы в библиотеку восточных рукописей поступило несколько сот редких книг от жителей Шахрисабза и Китаба, и особенно из кишлака Башары. Откуда берутся эти книги, неизвестно. "Кроме того, - говорит Маруфи, - я часто слышу, что на базарах, в чайхане какие-то подозрительные люди предлагают древние рукописи". Маруфи полагает, что эти люди могут вывести на след библиотеки. Пожалуй, эта версия заслуживает большего внимания, тем более, что другие гипотезы тоже сходятся на том, что библиотеку надо искать в тех краях - это примерно в 70 км от Самарканда.
Вот одна из версий, предложенная краеведом В. Рацеком в его книге. Предание рассказывает, что Али Кушчи вместе с караваном ценных книг, под видом дервиша, скрывался в кишлаке Башары (из этого кишлака поступило немало ценных рукописей к Маруфи). В этом кишлаке на холме Нияз-тепе имеется кладбище. Один из стариков рассказал Рацеку, что, когда ему было 12 лет, там раскапывали участок под сарай. На глубине двух метров они наткнулись на большой плоский камень и, когда его подняли, там оказался подземный ход, где были сундуки, худжумы (большие сумки) и какие-то рулоны. Суеверные старики, боясь навлечь на селение беду, положили камень на прежнее место и закопали. Но в указанном месте экспедиции не удалось найти подземный ход.
Долгие годы изучал эту проблему краевед Ю.Федоров. Вот одна из его версий, которая тоже связана с этим районом Шахрисабза. Существует легенда, что высоко в горах Кызыл шаршара (Красный водопад) имеются пещеры, но туда ведут опасные тропинки. Тот, кому удастся проникнуть туда, попадет в хранилище Тайных книг. Многие пытались проникнуть в пещеры, но они исчезли навсегда. Исследовав плато Кырк-Тау, Федоров установил, что там действительно имеется много карстовых воронок и вертикальных пещер. Краеведы продолжают изучать эти пещеры и красные водопады".
Существует и противоположная версия: библиотека спрятана в одном из подземных ходов Самарканда. Хотя эти подземные ходы еще плохо изучены, но нельзя исключать и такую возможность, тем более если учесть, что Улугбек перед отъездом в Мекку находился в дворце Кок-сарай (до недавнего времени еще существовали стены этого дворца). Еще в детстве мне рассказывали старожилы, что от дворца идут подземные ходы протяженностью 2-3 км: Историк А. Кузьмичев показал мне входы двух таких подземных ходов, ведущих к дворцу Тимура. Правда, входы в подземелье сильно завалены и попасть туда пока невозможно.
Мнения ученых о существовании библиотеки разнятся. Есть немало таких, которые считают, что библиотека не сохранилась: после гибели Улугбека ее просто растащили по домам. Но в таком случае у людей должны были сохраниться халдейские, армянские и другие рукописи, привезенные из далеких стран. Однако такие книги не были обнаружены на территории Узбекистана
И все же хочется надеяться, что библиотеку найдут, но для этого нужна хорошо оснащенная экспедиция с участием ученых. Надо отметить, что на протяжении столетий поиски велись от случая к случаю, без достаточного финансирования и порой без знания археологии, что приводило к уничтожению исторических объектов.
Каждый клочок земли Самарканда пропитан древней историей и требует к себе очень бережного отношения.

Артур Самари

 

Панорама Хивы
Бухара. Мечеть Калон
Панорама Бухары
Бухара на закате

Улугбек
Улугбек: астроном и шахид. Внуку Тимура не удалось совместить научную деятельность и управление государством. Пока он изучал звездное небо, его сверг с трона родной сын. Улугбек, в отличие от своего деда, Тимура, прославился любовью к астрономии. Достижения школы Улугбека оказали огромное влияние на развитие науки Востока и Запада. В октябре 1449 года караван совершающего паломничество в Мекку свергнутого правителя Мавераннахра догнал джигит. От имени нового правителя он предложил сделать остановку: пополнить запасы и получше снарядить караван, дабы тот соответствовал статусу паломника. Но привал оказался недолгим. На пятидесятишестилетнего старика набросились его спутники, связали, вытащили во двор и усадили на берегу речки около горевшего фонаря. Некий Аббас одним ударом меча отсек ему голову... читать дальше >>>
Афросиаб
Дворцы, сокрытые пылью. Афрасиаб — это огромное холмистое плато, лессовая пустыня площадью более двух квадратных километров: городище древнего Самарканда, около восьми веков назад стертого с лица земли Чингисханом. Много и других кровавых событий помнит оно. Достаточно сказать, что само название «Афрасиаб» отождествлено с именем легендарного свирепого властителя-тирана, повелителя среднеазиатских кочевников, извечного врага Ирана, жившего более двух тысячелетий назад. Однако городище это упоминается и в связи с завоеваниями Александра. Значит, оно было еще древнее. Но насколько? Прошлое неохотно начало отдавать свои тайны лишь менее столетия назад, когда за дело взялись пришедшие в Среднюю Азию русские... Читать далее >>>
Тайны подземных ходов Самарканда
Тайны подземных ходов. Слухи о существовании подземных ходов в Самарканде всегда будоражили жителей города, а в последние годы интерес к этой теме заметно возрос. Все чаще люди упоминают о конкретных подземных ходах и порой их рассказы переплетаются с легендами, что вызывает недоверие ученых. Но Восток всегда был интересен этим сплетением правды и вымысла. А может, за легендами все-таки кроется что-то и ученым стоит прислушаться к ним? Так, горожане утверждают, что в XIV веке по велению Тимура был построен подземный ход, соединяющий Самарканд и Бухару, расстояние между которыми 250 км. По другим версиям, почти под всеми знаменитыми памятниками - усыпальницей царей Шахи-Зин-да, Тимуридов - Гур-Эмир - и другими грандиозными сооружениями - в свое время были прорыты подземные ходы на случай побега из города при внезапном ... читать далее >>>
По Самарканду с Омаром Хаяймом
По Самарканду с Омаром Хайямом. Прогулка по одному из древнейших городов Азии под руководством великого поэта настраивает на философский лад. В 2007 году отмечается 2750-летие Самарканда. А в конце 2006 года вышел русский перевод романа «Самарканд» французского историка и писателя арабского происхождения Амина Маалуфа (Amin Maalouf). Роман посвящен знаменитому поэту, ученому и мыслителю Омару Хайяму. Мне это показалось интересным поводом для поездки в — город, гораздо более известный как столица империи Тамерлана, скрывающий в своей истории и другие, не менее удивительные страницы. По одной из версий, название этого города имеет согдианское происхождение — это искаженное «Смараканва», что означает что-то вроде «город, в котором сходятся дороги». читать далее >>>
   
Как доехать до Самарканда?
Фото Самарканда
Регистан
Фотогорафии Самарканда
Самарканд